пионер цветной
фотографии
в России
Обед на покосе.
Река Шексна.
1909 год
Сергей Михайлович
за работой в момент
съемки
Сергей
михайлович
Прокудин-горский
Учился и в Императорской Военно-медицинской академии, и в Академии художеств, но курса нигде не закончил. Зато увлекся фотографией, стал издавать тематический журнал, писать книги
по фотографии и совершенствовать технологии фотосъемки. 13 декабря 1902 года он объявил
о первых успешных опытах получения цветной
фотографии, а в 1905-м — уже запатентовал свой оригинальный метод. При поддержке Николая II объездил всю Российскую империю. Его фотографии охватили около тридцати регионов страны: от Петербурга до Урала. Коллекция Сергея Прокудина-Горского стала настоящим символом дореволюционной России.
Главный министр
Бухары (Куш-Беги).
1911 г.
Технология
цветной фотографии
Прокудина-Горского
Метод Прокудина-Горского основан на цветоделении. Сам принцип цветоделения и цветной фотографии на его основе был уже открыт и апробирован ранее.
Прокудин-Горский проходил обучение у Мите в фотохимической школе в Шарлоттенбурге и в 1902 году стал свидетелем первой демонстрации цветных фотоснимков.
Впоследствии, Прокудин-Горский в большинстве своих работ использовал несколько усовершенствованную камеру системы Мите-Бермполя.
Метод цветоделения заключается в том, что при фотографировании каждый раз делаются три черно-белых снимка. Каждый снимок делается через цветной светофильтр. Светофильтры применяются — красный, зеленый и синий (RGB).
Соответственно, красный фильтр отсекает от фотопластинки все цвета, кроме красного и т. д. Негатив остается черно-белым, но он сформирован под действием только одного цвета.
В кассете камеры Мите-Бермполя была вертикально заряжена стеклянная фотопластинка форматом 8Х24 см. Фотопластинка рассчитана на 3 кадра. Цветные светофильтры находились непосредственно на кассете перед фотопластинкой. Фотограф должен был сделать три снимка одной и той же сцены. После каждого снимка кассета сдвигалась вниз под собственным весом.
Для оперативности съемки, а также для снижения риска сдвига аппарата между снимками, спуск затвора и освобождение стопора кассеты, Прокудин-Горский осуществлял с помощью пневматики, а именно — двух резиновых груш.
Камера системы
Адольфа Мите
начала ХХ в.
СУДЬБОНОСНАЯ АУДИЕНЦИЯ
У ЦАРЯ
В мае 1909 года состоялась встреча Прокудина-Горского с императором Николаем II. Это произошло в Царскосельском дворце.
Фотограф вспоминал:
«Ровно в половину девятого дежурный арап возвестил: «Их Императорские Величества», и в залу вошли Государь, Государыня со старшими дочерьми и приближенные лица свиты. Поздоровавшись со мной, Государь и Государыня заняли свои места… и Государь приказал начинать. После первой же картины я услышал одобрительный шепот Государя… Во время перерыва, когда был подан чай с прохладительными напитками, Государь отделился от группы придворных и, подойдя ко мне, стал спрашивать, что я имею в виду делать дальше с этой замечательной работой… Каждая картина вызывала не только шепот одобрения, но даже громкие восклицания.
По окончании вечера Государь и Государыня с детьми подошли ко мне, благодарили за доставленное большое удовольствие".

В результате император поручил Сергею Михайловичу то, чем фотограф и так занимался, — фиксировать разные уголки Российской империи.
То есть снимать и дальше. Только теперь возможности Прокудина-Горского сделались просто фантастическими. Ему выправили документы, позволяющие проходить и проезжать абсолютно везде, а всем государственным служащим следовало оказывать Сергею Михайловичу всяческую поддержку. В его распоряжение предоставили специальный вагон с фотолабораторией — сделали по спецзаказу. Пароход с командой — тоже особенный, способный перемещаться и по крупным рекам,
и по мелководью. Лодку-моторку. Автомобиль марки «Форд».
Кадр из док. фильма
«Цвет нации» 2014г.
Пульмановский вагон, переоборудованный под фотолабораторию
Служебный пароход МПС "Шексна"
1909
Съёмку приурочили к 200-летнему юбилею этой водной магистрали. Следуя на пароходе «Шексна», Прокудин-Горский снял живописные пейзажи Русского Севера, монастыри, крестьян, всевозможную инфраструктуру. Он проплыл от Санкт-Петербурга через ладожские каналы: Свирь — Онежский канал — Вытегру — Мариинский канал — Ковжу — Белозерский канал до Шексны. Несколько раз фотограф отступал от заранее продуманного маршрута, чтобы посетить Старую Ладогу, Александро-Свирский и Кирилло-Белозерский монастыри.
Мариинский водный
путь
Остречины.
Этюд.Река Свирь.
1909 г.
1909
Материки. Этюд.
Река Вытегра.
1909 г
Крестьянские девушки.
Нижняя Топорня.
Река Шексна. 1909 г.
Группа детей.
Белозерск.
1909 г.
Васильки во ржи.
Палтога.
1909 г.
На жнитве.
Череповецкий р-он.
1909 г.
На снимке правобережная дер. Материки
на реке Вытегре (бывш. выселок Материковский при шлюзе св. Надежды).
Снято на староречье у старой плотины (слева за кадром), течение справа-налево.
В настоящее время место затоплено водами Белоусовского вдхр.
Снято у часовни в местечке Нижняя Топорня, которое находилось в 1 версте ниже соединения Топорнинского канала
с р. Шексной.
Снимок сделан близ Остречинской (Никольской) пристани на реке Свири,
В лодке сын фотографа — Дмитрий; на берегу — Николай Максимович Селиванов (1892−1957), помощник Прокудина-Горского.
На дальнем плане Пятницкая церковь.
На фотографию, мне думается, надо смотреть, помимо всяких других точек зрения, именно как на чудесное пополнение нашего слабого органа зрения, и уж отрекаться от неё ввиду собственной выгоды не следует.
С. М. Прокудин-Горский
В конце 1906 года фотограф отправился в Среднюю Азию, в Самаркандскую область, которая в то время была частью Российской империи. Он поехал туда вместе с экспедицией Русского географического общества — снимать солнечное затмение. Но в день икс — 1 января 1907 года — небо затянули облака. Затмение, что называется, накрылось, экспедиция была вынуждена спуститься в долину. Благодаря этому стечению обстоятельств у нас есть хорошая коллекция снимков Самарканда.
Самарканд
Эмир Бухарский.
Бухара.
1911 г.
1909
На работе
у верховья
Сыр-Дарьи. 1911 г.
Часть минарета и купола
Шир-Дор с Тилля-Кари.
Самарканд.
Типы сартов.
Самарканд.
1909г.
Сартянка.
Самарканд.
1909г.
Часовня на горе
Чапан-Ата в 5 верстах
от Самарканда.
В подписях к снимках фотограф употребляет имя «сарт» для обозначения всего осёдлого гражданского населения Туркестана без различия происхождения.
Так обычно называли коренное население русские. При этом сарты отличали себя
от таджиков, казаков (киргизов) и узбеков.
На снимке Джанмирза-кушбеги (Мирза Насрулла-бий Кушбеги). Куш-беги (должность, в автор. подписи «Куш-Бегги») — главное административное лицо (нечто в роде министра внутренних дел или канцлера), ведающее делами внутреннего управления,
и за отсутствием Эмира вступающее в управление страной, а также глава Бухарского бекства.
При выходе из дому сартянка набрасывает
на голову чимбет (густая сетка из конского волоса), закрывающую лицо и грудь, а сверху на голову одевает длинный халат (паранджа) с узкими длинными руками, заброшенными на спину и срепленными внизу.
Сартянки преимущественно брюнетки, вообще, они красивы и весьма подходят
под европейские понятия о красоте.
Культовое здание построено в середине
XV в., расположено к северо-востоку
от Самарканда на горе Чупан-ата (или Кухак).
Первоначальное назначение неизвестно,
по архитектуре считается мавзолеем, хотя никаких следов захоронений в нем
не обнаружено. Позднее культ здания был связан с мифическим святым «Отцом пастухов».
Мы имеем в руках драгоценное средство спасать от забвения все разрушающиеся памятники искусства.
С. М. Прокудин-Горский
В 1910 и 1911 году Прокудин-Горский совершает два путешествия по Волге, запечатлев ее от самых истоков до Нижнего Новгорода. Он посетил множество городов и селений, среди которых Тверь, Торжок, Осташков, Ржев, Кашин, Ярославль, Ростов Великий, Углич, Рыбинск, Кострома, Плес, Кинешма и т. д.
Район
волги и ее
притоки
г. Владимир.
Дмитриевский собор.
1911 г.
1910-1911
Деталь
Дмитриевского
собора. 1910 г.
За пряжей.
В деревне Изведово.
1910 г.
Общий вид церкви
Иоанна Златоуста
в Коровниках 1911 г.
Портал в церкви
Иоанна Богослова.
1911 г.
Вид на Кремль.
Ростов Великий.
1911 г.
Фрагмент западного фасада Димитровского собора.
Справа- колокольня «Ярославская свеча»
и Владимирская церковь; на среднем плане река Волга. Снято с паровой мельницы, здание сохранилось, современный адрес — ул. Златоустинская, 12.
Западная стена Ростовского Кремля
с надвратной церковью св. Иоанна Богослова (в центре). В перспективе — вагоны грузовой конно-железной дороги на тупиковой ветки
к кремлю (ж/д функционировала
в 1902—1921 гг.). Эта же стена
с противоположной стороны
В настоящее время — ул. Петровичева.
Как бы превосходно не была выполнена фотография, но однообразный, монотонный колорит её не может вполне удовлетворить человека. Посмотрите на самый скучный пейзаж в природе, и всё-таки голубое небо, облачка, немного зелени – всё это дает ему жизнь.
С. М. Прокудин-Горский о ч/б фотографии
После завершения экспедиции по Мариинскому водному пути Сергей Прокудин-Горский отправился на Урал. 17 августа «тур» стартовал в Перми, потом вагон-лаборатория переместился в Екатеринбург. Оттуда он совершил несколько выездов «по окрестностям» — Каменск-Уральский, Верхотурье, Нижний Тагил, Челябинск, Ильменское озеро. Фотограф снимал много промышленных предприятий и заводы — Кувшинский, Березовский. Осенью, когда погода испортилась, поездку решили завершить.
Вид на Екатеринбург
от дома Начальника
Горного Округа. 1909 г.
1909-1912
Ж/д мост через реку
Каму около Перми.
1909 г.
Стрелочник башкир
у Усть-Катава.
Лето 1910 г.
Долина р. Сим.
Станция Миньяр.
Лето 1910 г.
На Александровской
сопке. Лето 1910 г.
урал:
Пермь, Миньяр,
Камо-Тобольский путь
Накатка дров
для обжига руды.
Лето 1910 г.
В центре — Харитоновский дом,
справа — Вознесенская церковь
и золотосплавочная.
Ниже Харитоновского дома — дом военного инженера Н. Н. Ипатьева, где через девять лет, 17 июля 1918 года, была расстреляна Царская Семья.
Снимок снят с правого берега реки Камы.
Мост открыт в 1899 г.
Снято на выходе из выемки Герасимов камень в сторону юрюзанского моста.
Между линией ж/д и скалами на дальнем плане — река Юрюзань (течение направо).
В 1916 г. ст. Усть-Катав находилась на месте совр. поста «1799 км»; соврем. ст. Усть-Катав называлась «Юрезань»; ст. Пост Завод названия не меняла.
На ближнем плане станция Миньяр
Снято с Красной скалы
Место съемки — рудник Тяжелый, гора Иркустан близ Бакала.
Тяжелый рудник на снимке — один из группы одноименных под общим названием Тяжеловские.
«Красоты некоторых местечек увлекли меня настолько, что я израсходовал все заряженные дома кассеты, и пришлось воспользоваться любезностью фотографа одного из маленьких заводских местечек»
С. М. Прокудин-Горский во время поездки на Урал
Большой интерес представляют фотографии из поездки по Кавказу и побережью Черного моря в 1905 – 1915 годах. География подборки охватывает юг России, современную Грузию, Азербайджан и Турцию. На фото изображена архитектура, пейзажи, местное население, национальные памятники культуры. Отдельная глава в альбомах Прокудина-Горского — Кавказ. В Грузии он сделал целую серию «народных портретов», запечатлел удивительные по красоте пейзажи.
Типы Дагестана.
Лезгин.
1904 г.
1904, 1905, 1912
В горах Дагестана.
1904 г.
Молочная
в Дагомысе.
Группа рабочих
на сборе чая.
Гречанки. Чаква. 1912 г.
Водяные лилии.
Боржом. 1912 г.
Кавказ
и чёрное море

Типы Дагестана. Аварки. Дагестанская область. 1904 г.
На левой стороне груди серебряная медаль на Анненской ленте
«За беспорочную службу в полиции».
Вторая часть названия "Лезгин" установлена по "Списку 416".
В бассейне у дворца Великого князя
Михаила Николаевича
Вид на Гергебильские сады
через Сулдагскую теснину.
Снято в селе Араканы (Аракани).
В группе сборщиков чая не только гречанки, но и представители Росс. империи, китаянка
и другие
Судьба фотографа
после революции 1917 года
Вскоре после Октябрьской революции 1917 года Прокудин-Горский участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники (ВИФФ), который был официально учреждён декретом от 9 сентября 1918 года, уже после отъезда Прокудина-Горского за границу. Его последняя коллекция фотографий демонстрировалась в России 19 марта 1918 года в Зимнем дворце.
В 1920—1922 годах Прокудин-Горский написал серию статей для «British Journal of Photography» (Британский журнал по фотографии) и получил патент на «фотоаппарат для цветной кинематографии».
Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер. До середины 1930-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался
сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и её колоний. Эта идея частично была реализована его сыном Михаилом Прокудиным-Горским.
Скончался Сергей Михайлович Прокудин-Горский в Париже спустя несколько недель после освобождения города от немецких войск союзниками. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа

После смерти фотографа, не столько ради денег, сколько ради сохранения коллекции, его дети продали снимки в Библиотеку Конгресса США. Современное наследие Прокудина-Горского — 1900 стеклянных пластин-негативов.
С.М.Прокудин-Горский со сыном Дмитрием
и невесткой Норвегия,1918-1919 гг.
В Ницце со второй женой и младшей дочерью Еленой. 1922г.
Автор работы — Юлия Сизова
Сайт сделан в рамках BBE "Графический дизайнер"
Made on
Tilda